В историческом центре можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать - Олег Воробьев

03.06.2014

С детства я любил рисовать, делал портреты, составлял натюрморты из объектов домашнего быта. Посещение Московского архитектурного института в юности произвело на меня огромное впечатление, рассказывает Олег Воробьев.

В историческом центре можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать - Олег Воробьев

Олег Воробьев — заслуженный архитектор Республики Беларусь, Академик Международной Академии Архитектуры, руководитель компании "ВОРОБЬЕВ и ПАРТНЕРЫ" поделился с нами своими мыслями о будущем Минска и его архитектуре.

— Олег Арсеньевич, с чего начался Ваш путь в архитектуре? Это была детская мечта или взрослый осознанный выбор?

С детства я любил рисовать, делал портреты, составлял натюрморты из объектов домашнего быта. Посещение Московского архитектурного института в юности произвело на меня огромное впечатление. Именно этот момент и стал настоящим толчком для меня. Увидев работы выпускников и осознав, что такое архитектура, я сделал свой выбор раз и навсегда.  Я стал интересоваться, читал литературу в этой области и, не раздумывая, после школы поступил на архитектурное отделение строительного факультета БПИ (ныне БНТУ) в Минске. Я всегда вспоминаю, что тогда сделал правильный выбор и нашел свое место в жизни.

Хотя, не только архитектура была моим увлечением в юношеские годы. Я любил спорт и добивался больших успехов, завоевывал награды и призовые места в соревнованиях по легкой атлетике, выступал за сборную Беларуси. Если бы я не стал архитектором, то, наверное, стал бы спортсменом.

— Чем занимаетесь вне работы? Расскажите про свое хобби или увлечение.

Архитектурному творчеству, как и другому любимому делу, нужно отдаваться целиком. Для меня архитектура — это и работа, и хобби. Я всегда нахожусь в поиске, стремлюсь к совершенству. Но в одном я уверен твердо — это мое дело. И еще больше я убежден в полезности своего труда, не только для меня, но и для тех людей, которые живут и работают в моих зданиях. А все остальное время я, конечно, посвящаю семье.

— Расскажите про свои первые проекты. Оглядываясь назад, ничего не хотелось бы поменять?

По окончанию института я был направлен на работу в Минский областной филиал Белгоспроект, теперь это Институт Минскгражданпроект. Мне доверили проектирование нескольких ключевых объектов в Солигорске. Это административное здание ПО "Беларуськалий" в центре города, Дворец пионеров и школьников и спортивный комплекс. Работа была очень ответственная, ведь именно эти крупные объекты формировали центр застройки Солигорска. Мою работу высоко оценили профессионалы, за проектирование этих объектов я получил дипломы первой степени Союза Архитекторов БССР. Но сегодня, возвращаясь к ним, я бы многое поменял. Сегодня тенденции другие, технологии и материалы другие.  Конечно, это вопрос сложный. У меня часто спрашивают: можно ли сейчас реализовывать объекты, которые проектировались лет 10—15 назад и остались невостребованными? Я говорю, конечно, нет. За этот промежуток времени в жизни поменялось очень многое, и строить по проектам 10-летней давности было бы совершенно непрофессионально. Сейчас к нам пришли новые технологии, современные строительные и отделочные материалы, и я, конечно, теперь многое бы изменил. Установил бы хорошие вентилируемые фасады, качественные окна, поменял бы внутреннюю отделку.

Важно понимать, что в архитектуре нет мелочей, даже к выбору дверной ручки нужно относиться с трепетом. Вот, к примеру, знаменитый американский архитектор-новатор Фрэнк Ллойд Райт, создавая проекты жилых домов, планировал не только то, какая в доме должна быть мебель, но и в каком платье хозяйка должна встречать своих гостей.

Так происходит и в нашей компании "ВОРОБЬЕВ и ПАРТНЕРЫ", в творчестве нет мелочей. В основе нашей работы лежат четыре основных принципа, которые позволяют нам максимально эффективно решать поставленные задачи. В первую очередь, это профессионализм: каждый представитель нашей компании уникален, мы собрали лучших в области архитектуры и инженерии, и у многих стаж работы превышает 10-15 лет. Второе – это надежность. Всем нашим клиентам мы гарантируем соблюдение установленных сроков и бюджетных средств, мы умеем оптимизировать процессы проектирования и согласования, что гарантирует успех даже в самых сложных условиях. Третьим и немаловажным принципом является открытость. Мы нацелены на успешное профессиональное сотрудничество, в связи с чем создаем максимально комфортную рабочую среду для инвесторов. В любой момент инвестор может прийти к нам в офис, посмотреть на какой стадии проект и оценить прогресс за неделю. И последнее — это индивидуальность. Мы разрабатываем уникальные творческие решения и самое главное — мы знаем, как воплотить их в жизнь. За время существования наша компания построила более 60 крупных объектов, которые не просто вписываются в природный ландшафт или существующую застройку, но и преобразуют их, придают завершенность, сохраняя все функциональные преимущества. Лучшей же наградой для нас является признание клиентов и общества.

Самое главное в архитектуре — это идея. Прежде чем проектировать я всегда ищу ту концепцию, которая придала бы недвижимости уникальность и неповторимость.

Идеей для проекта офисного здания Белорусской калийной компании послужила сама калийная соль.

Вообще, этот проект включает в себя использование целого ряда новейших технологий. К нам приезжали специалисты, архитекторы и инженеры из Лондона. Их интересовало технологическое решение, которое было использовано при изготовлении стекла для фасада здания калийной компании. Снаружи кристалл выглядит красным, а изнутри стекло абсолютно прозрачное.

Сейчас по нашему проекту строится один из крупнейших объектов на проспекте Победителей — это многофункциональный спортивно-гостиничный комплекс. В центре композиции — универсальный спортивный зал с трибунами, справа крытый паркинг, слева — зал для игры в большой теннис. Строительство еще не завершено, но уже сейчас видно, что здание напоминает большую птицу, раскинувшую крылья вдоль реки. Откуда появилась идея сделать комплекс в виде птицы, что это значит? Как я уже говорил ранее, чтобы придать уникальность зданию, важно найти ту идею, которая будет отличать его от других. Птица — это сокол, который является элементом логотипа инвестора, Вооруженных сил государства Катар, именно их эмблему мы и взяли за основу проекта.

Открытие объекта запланировано на 2015 год.

Сейчас в разработке у нас много интересных и ответственных проектов, которые украсят Минск.

— За последние несколько лет Минск изменился до неузнаваемости, и, особенно сейчас, когда столица принимает гостей чемпионата, многие взглянули на город другими глазами. Можем ли мы гордиться Минском с архитектурной точки зрения? Что будет с городом через пару лет?

Развитие города — это закономерный ход жизни. Беларусь также идет в ногу со временем, и Минск постепенно превращается в современный европейский город с развитой инфраструктурой и миллионным населением. Однако, на мой взгляд, визитной карточкой столицы является застройка вдоль проспекта Независимости. Главная артерия Минска выстраивалась по образцу Невского проспекта в Санкт-Петербурге: блокированные друг с другом доходные дома с лепниной, колонами, арками и нишами — все это нравится и нам, профессионалам, и простым гражданам. Сегодня это застройка уже стала культурным наследием страны.

Если же говорить о достижениях современных градостроителей, то, на мой взгляд, наиболее ценным из них является развитие водно-зеленого диаметра города. Слепянская водная система сегодня пронизывает весь Минск, и это большой успех, учитывая, что в столице нет большой реки. Минчане и гости столицы даже в жаркие дни, не имея своих дач и возможности выехать за город, могут приятно проводить время в центре города у воды.

Однако есть и печальные наблюдения: к сожалению, с развитием инвестиционных проектов и появлением на рынке новых зарубежных заказчиков, не знакомых с градостроительным решением города, мы видим, как важен фактор изучения, профессионального решения и широкого обсуждения архитектурной и гражданской общественностью. Новые объекты должны не уничтожать наследие предыдущих поколений, а выгодно оттенять и преумножать их значение. Постулатом архитектора в этом случае должно выступать одно только правило — не навреди.

Олег Арсеньевич, а как быть с историческим центром Минска? Нам нужно ориентироваться на самобытный архитектурный ансамбль столицы или строить яркие модные здания из стекла, как это делается за рубежом?

Существуют разные примеры регенерации исторических центров городов. В Варшаве, Лондоне, Амстердаме, Париже подходы к развитию центра разные. К примеру, в центре Токио рядом с дворцом императора ограничены радиус и этажность строительства. Все здания обязательно должны быть ниже дворца. А в том же Лондоне по соседству с памятниками архитектуры высятся модернистские шедевры именитых современных мастеров.

На мой взгляд, мы должны идти одним из двух путей — либо ограничить этажность и строительство в историческом центре вовсе, либо строить в центре такие здания, которое с первого взгляда будут вызывать восхищение. Только в этом случае общество поддержит и оценит нововведения.

— А как быть со спальными районами Минска? Можно ли что-то противопоставить уплотнению дворов?

От уплотнения, к сожалению, никуда не деться. Из девяти миллионов белорусов, в городах проживают три, а по прогнозам к 2050 году численность горожан превысит 6,5 миллионов человек. Многие хотят жить в столице, и, чтобы дать им такую возможность, город должен расти. Другой вопрос — как он должен развиваться? Что бы там ни говорили, но в строительстве спальных районов прогресс есть — то, что сейчас делается в сфере панельного домостроения на порядок выше того, что было раньше. Однако с ростом населения потребуется еще больше нового жилья, офисов, предприятий, а это, несомненно, приведет не только к транспортному коллапсу, но и к серьезному экологическому кризису. Ведь, как ни крути, но развитие цивилизации сегодня является главным источником влияния на климат нашей среды.

— Что можно противопоставить этому явлению?

Ответ на этот вопрос есть: в мире были приняты различные законы, документы и сертификаты по устойчивому развитию зеленого строительства. Требования касаются не только жилых помещений, но и общественных, производственных и офисных зданий. Соблюдение необходимых мер и использование современных технологий и экологически чистых материалов позволят улучшить нашу экологическую среду. Важна каждая мелочь и каждая деталь: из какой глины делается кирпич, какой краской покрываются стены, какого качества покрытие кладется на пол. Все это непосредственно влияет на здоровье человека. Однако, мы привыкли экономить. Оттого и получается, что внедрение дорогостоящих энергоэффективных домов не принимается обществом.

Да, зеленое строительство — это очень затратная вещь, но и польза от него колоссальна! И Беларусь уже также двигается в этом направлении, вводится сертификация зданий, проводится модернизация панельных домов — утепление. Кроме того, постепенно город будет освобождаться от предприятий — за пределы столицы будут вынесены промышленные зоны и заводы, а на их месте появится возможность построить новые жилые районы.

Также необходимо на уровне государства поддерживать программу обучения специалистов в области проектирования энергоэффективных зданий и сооружений, и осуществлять поддержку девелоперов и инвесторов, которые будут внедрять эти решения в свои проекты.

Похожие новости